ISO 9001 (ИСО 9001) – наиболее популярный сертификат, относящийся к системам менеджмента качества.

Он актуален для любого предприятия, независимо от масштабов и направления работы. Документ может быть оформлен как промышленными концернами, так и фирмами, специализация которых – предоставление клиентам определенных услуг.

Наличие сертификата показывает, что система контроля качества в фирме на 100% удовлетворяет положениям, зафиксированным в стандарте.

Как он появился?

ISO 9001 – дебютный стандарт ИСО, распространяющийся на системы менеджмента качества. Первая версия документа была представлена широкой публике еще в 1987 году. За свою историю документ не раз корректировался, причем корректировки были достаточно серьезными. Например, в 2000 году стал актуальным процессный подход, а еще через 15 лет был внедрен термин риск-ориентированного мышления. Можно сказать, что основные корректировки стандарта были ориентированы на то, чтобы он способствовал более эффективному решению основных задач, касающихся предпринимательской деятельности.

В чем необходимость внедрения стандарта ISO 9001?

Сейчас данный документ уже не воспринимается исключительно как стандарт менеджмента качества. Это гораздо более масштабный документ, следование которому позволяет нивелировать риски, актуальные для компании, улучшить уровень обслуживания клиентов, вывести качество услуг и товаров на недоступный ранее уровень.

Отлаженная система менеджмента дает возможность оптимизировать все процессы в рамках компании.

Если ответственно отнестись к ее формированию, дальнейшей поддержке, удается достичь целого ряда положительных эффектов:

  • Структуризация работы предприятия, возможность точного прогнозирования дальнейших событий, умелого управления ими;
  • Улучшение финансовых показателей организации, уменьшение себестоимости производимого товара, рост продаж, достижение финансовой стабильности.

Обязательно ли оформлять документ?

За предприятием закреплено право придерживаться требований, закрепленных в ISO 9001, использовать их в собственной системе менеджмента качества. Получать непосредственно сертификат, при этом, не обязательно. Решение о прохождении сертификационной процедуры инициируется руководством и имеет исключительно добровольную основу.

Сам сертификат представляет собой документ, на выдачу которого уполномочены независимые сертификационные органы. Его получение говорит о том, что предприятие на 100% выполняет требования, зафиксированные в ИСО 9001. Получение подразумевает успешное прохождение проверок со стороны сертификационных органов.

Что дает сертификация системы менеджмента качества?

Оформление ISO 9001 предоставляет организации целый комплекс преимуществ, наиболее значимыми из которых являются:

  • Повышение статуса предприятия на рынке;
  • Повышение уровня клиентской лояльности, укрепление репутации в среде деловых партнеров;
  • Обеспечение возможности участия в конкурсах, среди условий которых – обязательное присутствие сертификата ISO 9001.

Также необходимо обратить внимание на следующие положительные моменты:

  • Стабильно высокая эффективность системы менеджмента за чет регулярных независимых проверок, которые проводятся каждый год;
  • Получение объективных оценок о текущем статусе системы менеджмента со стороны независимых экспертных групп;
  • Оперативная фиксация проблем в системе менеджмента, устранение которых поможет улучшить финансовые показатели предприятия, укрепить рыночные позиции, опередить конкурентов.