Согласно действующему законодательству, сертификат является документом, подтверждающим соответствие сертифицированных продуктов и услуг установленным требованиям, и выдается этот документ по правилам систем сертификации. Помимо этого, сертификации подлежат товары, выпускаемые для свободного обращения с таможенного склада и продукция магазинов беспошлинной торговли, при помещении таких магазинов под таможенный режим. Сертификации подлежат любые товары, помещаемые под таможенный режим с отказом от товаров в пользу государства, а также продукция, оформляемая на таможне как гуманитарная помощь и содействие.

При проверке соответствия производимой и поставляемой продукции установленным требованиям, предпринимаются различные организационно-технические процедуры, используются определенные методы и формы контроля, диагностирования и всестороннего анализа причин брака продукции, рекламаций по поводу качества и т.п., а также отказов и других несоответствий.

В случае, если бы сертификация производилась третьей стороной или производителем, у потребителя с большой долей вероятности могли бы возникнуть сомнения в объективности информации о товаре. В виду этого, за безопасностью и качеством продукции производит надзор независимая сторона, государственная служба в лице Госсанэпидемстанции РФ и Госстандарта, которые и производят все необходимые процедуры по поверке соответствия любых товаров и услуг определенным требованиям. Главным недостатком госнадзора является нехватка квалифицированных специалистов, привлекаемых к сертификации. Кроме того, при проверке малого количества продукции, правильно установить брак бывает весьма затруднительно по объективным причинам.

В условиях рынка и жесткой конкуренции, продвижение товаров и услуг настолько же сложно, насколько и необходимо, и в этих условиях достоверная информация о качестве продукции и соответствии товаров установленным стандартам, способствует лучшему продвижению товаров. Именно поэтому сертификация товаров и услуг имеет большое значение для успешного ведения бизнеса, и в настоящее время этот вид сертификации получил широкое распространение на рынке.

Данный вид сертификации не зависит ни от поставщика, ни от потребителя, так как проводится третьей стороной. Помимо того, что сертификация способствует продвижению и повышению узнаваемости товаров, она также обеспечивает информирование потребителя о безопасности продукции бытового назначения, что особенно актуально в свете современных норм по охране здоровья и окружающей среды. Достаточно взглянуть на любой современный бытовой прибор, например на монитор, где сейчас отображается этот текст, и увидеть обозначения соответствия данного продукта специальным нормативным актам и стандартам, которые защищают потребителя от некачественных и опасных для здоровья бытовых приборов.

Сертификация имеет в своей основе следующие принципы, на которых она основана:

  1. Обеспечение интересов государства при оценке безопасности той или иной продукции - государственность;
  2. Использование сертификации изготовителем сертифицированной продукции в рекламных целях - добровольность;
  3. Получение объективной оценки продукции, независящей ни от изготовителя, ни от потребителя - объективность;
  4. Использование для оценки и анализа профессиональной испытательной базы - достоверность;
  5. Свобода от необходимости разделения товаров и услуг на отечественные и зарубежные;
  6. Возможность самостоятельно выбирать орган сертификации - демократичность;
  7. Обеспечение ответственности участников сертификации по отношению к результатам сертификации продукции;
  8. Обеспечение многофункционального, всестороннего и многогранного использования результатов сертификации продукции для различных целей изготовителями, диллерами и потребителями;
  9. Доступность полученной в результате сертификации информации, разнообразие методов, форм и процедур сертификации с учетом специфики конкретной продукции.

Сертификация продукции проводится как на добровольной основе, так и в обязательном порядке.