В чем смысл сертифицирования товаров?
Стандартизация и сертификация — это обязательные элементы производства и торговли. В нашей стране и то, и другое сильно изменилось за последние десятилетия. В СССР продукты состояли именно из тех ингредиентов, которые производитель указывал на упаковке, а их состав жестко определяли ГОСТы. После распада Советов и с возникновением рыночных отношений стандарты заменила сертификация продукции. Подход стал более демократичным, ряд товаров подвергается добровольной сертификации — в основном те, что не влияют на здоровье потребителей. А вот для обязательной сертификации составлен специальный список, в него входят продукты питания, бытовая техника, посуда, товары для детей и многое другое. При пересечении границы, на таможне, эти товары обязательно требуют при себе наличия санитарно-гигиенического заключения, гигиенический сертификат, сертификат соответствия, а также ряд других важных документов. В противном случае они просто не смогут распространяться в розничных сетях и их конфискуют у владельца.
Но что такого полезного может рассказать нам сертификат? Неужели мы сами не в состоянии определить, качественный товар мы приобретаем или нет? Возможно, в большинстве случаев мы способны разглядеть брак производства, но иногда подделки оказываются очень качественными. Главная функция сертификата заключается в том, что он выступает гарантом качества и безопасности для нашего здоровья. Он подтверждает, что товар соответствует всем нормам и стандартам, установленным для своей группы. На рынке сейчас очень многие производители пытаются сократить затраты и издержки в ущерб качеству товара, поэтому сертификат — это, прежде всего, защита интересов потребителей. Например, если речь идет о продуктах, то сертификаты удостоверяют отсутствие вредных веществ, бактерий и других возбудителей, способных стать причиной отравления.
Равнозначным можно считать и вопрос о том, зачем сертификаты предпринимателям, ведь основную пользу они обеспечивают потребителям? Это не совсем так. Несмотря на достаточную бюрократичность процедуры получения этого документа, наличие сертификата является дополнительным преимуществом производителя. Он дает возможность не только заявлять о своем товаре как о качественном продукте, но и предоставляет производителю возможность участвовать в экспорте, брать тендеры, государственные заказы и принимать участие в конкурсах. Именно поэтому многие предприниматели в последнее время стали все чаще прибегать к добровольной сертификации.
Сертифицирование — важная процедура в регулировании отношений между государством, предпринимателями и потребителями. Она устанавливает права и обязанности каждого субъекта, определяя степень ответственности, и обеспечивает гарантии.