Заслон будет поставлен для контрафактной продукции с поддельными сертификатами безопасности и качества, не прошедшей проверки в имеющих аккредитацию испытательных лабораториях. Планируется налагать на недобросовестных изготовителей, поставщиков и продавцов продукции для детей различные наказания, включая уголовное преследование за рекламирование, распространение, использование поддельных сертификатов.

В настоящее время в министерстве формируется рабочая группа при Госкомиссии по противодействию нелегальному обороту промышленных товаров.

Представитель Ассоциации производителей детских автокресел Антон Зязин заявил, что сертификация ввозимых из-за рубежа детских автокресел стала профанацией. По его словам, в Российской Федерации считаются действительными протоколы испытаний образцов автокресел для детей, проведенные зарубежными лабораториями, что создает условия для махинаций путем подделки этих протоколов. В РФ за год продается два миллиона автокресел для детей. Отечественные предприятия, выпускающие эту продукцию, проходят строгую проверку, в то время как зарубежные имеют возможность поставлять на российский рынок некондиционную продукцию, которую не принял ЕС.

50-60% ввезенных из-за рубежа в Россию детских товаров имеют поддельные сертификаты безопасности. В одних случаях проводятся неполные испытания этой продукции, в других они не проводится вовсе.

К примеру, недобросовестные лаборатории, имеющие аттестат, который был выдан Росаккредитацией на испытания игрушек для детей на один параметр по уровню шума, используют его для подтверждения замеров десятков других параметров, в том числе качества материалов, содержания формальдегидов, электромагнитной совместимости и др. В результате настоящие испытания на соответствие требованиям безопасности продукция не проводятся, и здоровье детей подвергается риску. Роспотребнадзор в ходе проверок многократно обнаруживал в игрушках различные вредные вещества, включая бензол, формальдегид, ртуть, свинец.

Другой вид злоупотреблений заключается в регистрации деклараций о соответствии по протоколам лабораторий, у которых нет ни необходимого оборудования, ни юридического лица, ни руководителя, ни договора субподряда. На их долю приходится 20-35%.

Решить проблему можно путем внесения Министерством промышленности и торговли Российской Федерации поправок в правила сертификации, которые дают возможность заявителям осуществлять регистрацию деклараций лишь на протоколах имеющих аккредитацию испытательных лабораторий. Такой подход сделает необходимым испытание отдельных категорий продукции в Российской Федерации либо подтверждение ее легитимности соглашениями с зарубежными лабораториями. Кроме того, ассоциация предложила выполнять краш-тест на каждом пятитысячном автокресле в целях подтверждения безопасности этой продукции.

Специалисты утверждают, что подлинность указанных на вебсайте Росаккредитации (fsa.gov.ru) сертификатов доказать сложно, а ответственность занимающихся сертификацией органов неясна. У Роспотребнадзора нет права осуществлять их проверку.

Другая проблема состоит в том, что торговые организации не проверяют подлинность сертификатов.

Объединения бизнесменов предложили минпромторгу изменить сертификационные процедуры. Одно из предлагаемых изменений заключается в выдаче сертификатов лишь вместе с публикуемыми на вебсайте Росаккредитации протоколами испытаний вместо нынешнего порядка, при котором публикуются лишь номера протоколов. Причем продавцам также необходимо предписать иметь копии данных протоколов.

Другое предлагаемое изменение состоит во введении обязанности по хранению контрольных образцов испытаний.

Для наведения порядка с сертификацией также можно страховать ответственность испытательных организаций, ввести общую ответственность организаций и экспертов, подписывающих заключения на выдачу сертификатов.

Федеральная служба по аккредитации выдвинула свои предложения по борьбе против продаж некачественной детской продукции на российском рынке.

Первое предложение состоит в привлечении правоохранительных органов к борьбе с неимеющими аккредитации организациями, которые занимаются выдачей сертификатов соответствия и протоколов испытаний.

Второе предложение заключается в разработке и нормативном закреплении механизма отмены сертификатов соответствия, выданных неимеющими аккредитации организациями. В настоящее время такой механизм отсутствует, что создает большое количество проблем.

Третье предложение предусматривает создание единого реестра протоколов испытаний, предназначенного для проведения проверок подлинности данных документов. Росаккредитация уже выдвигала такое предложение, но для создания такого реестра требуются большие материальные расходы и организационные усилия.