Белоруссия активнее всех государств, являющихся членами ЕАЭС, возражает против действий таможенных органов РФ, которые сугубо формально подходят к исполнению принятых Советом ЕЭК решений относительно признания сертификатов, которые получены в других государствах ЕАЭС. Проблема вызвана отсутствием общей базы таких сертификатов. Вследствие этого ввоз в Российскую Федерацию товаров, сертифицированных в другом государстве ЕАЭС, почти невозможен.

Спор вокруг сертификатов

С февраля 2017 года ФТС РФ отказывалась осуществлять прием документации об оценке соответствия товаров содержащимся в единых техрегламентах ТС требованиям, выданной и зарегистрированной в Республике Казахстан, Армении, Республике Беларусь, Киргизии. Вследствие этого продукция не могла законно пересечь таможенную границу РФ с сертификатом, который был выдан в одном из этих четырех государств ЕАЭС, — ФТС попросту не производила их таможенное декларирование.

Данная практика входила в прямое противоречие с ТК ЕАЭС, который является одним из главных документов ЕАЭС.

Из-за этого больше всего пострадали белорусские и казахские предприниматели. Первые испытывали сложности при поставках в Российскую Федерацию товаров из европейских стран, вторые – из КНР. Белорусские торговые фирмы получили защиту со стороны Госстандарта Белоруссии.

Его представители сказали, что действия ФТС РФ являются нарушением ТК ЕАЭС, и пообещали отреагировать на это.

Решением проблемы занялась ЕЭК. 17 мая Совет ЕЭК вменил таможенным органам РФ в обязанность производить прием сертификатов при регистрации таможенных деклараций вне зависимости от того, в каком государстве ЕАЭС они выдавались. ФТС отдала своим таможням распоряжение выполнять данное решение ЕЭК.

Тем не менее, открытия российской таможенной границы для продукции, сертифицированной за пределами Российской Федерации, после этого не произошло. Вместе с распоряжением Совета ЕЭК руководители российских таможенных органов получили письмо, подписанное главой одного из управлений ФТС Сергеем Шкляевым, в котором содержится рекомендация запрашивать оригиналы сертификатов ЕАЭС и проверять их согласно ст. 111 ТК.

Таким образом, руководители ФТС задействовали бюрократические механизмы, препятствующие ввозу в Российскую Федерацию любой продукции, не получавшей сертификат в РФ.

В письме говорится, что в целях снижения рисков» рекомендуется выполнять проверку подлинности содержащихся в сертификатах ЕАЭС данных путем их сравнения с данными, содержащимися в товаросопроводительной документации, а также посредством осуществления проверки наличия требуемых меток при таможенном осмотре изделий, включая наличие общего знака обращения изделий на рынке государств ЕАЭС.

Достоверность оригиналов ЕАЭС-сертификатов предписано проверять с использованием сил и средств таможенников и их лабораторий, выполняющих криминалистическую экспертизу документации, в целях сравнения обязательных реквизитов такой документации, полученной от таможенников государств ЕАЭС по отдельным запросам.

Кроме того, таможенники РФ получили «рекомендацию» проверять сертификаты ЕАЭС вместе с проверкой статуса уполномоченного зарубежным производителем лица, сферу аккредитации испытательных лабораторий, имеющих аттестацию, соответствие законодательству ввоза образцов товаров, выполнение правил и соблюдение процедуры изучения образцов и соответствие итогов данных работ существующим требованиям.

В результате была создана сложная процедура, следование которой может привести к длительной задержке продукции на границе. Между тем, все занимающиеся импортными и экспортными операциями фирмы во всех случаях должны строго соблюдать четкие сроки поставок. Помимо этого, заявитель получает оригинальный сертификат на продукцию один раз, и осуществляет его хранение, как правило, в офисе фирмы, расстояние от которого до таможенного поста может исчисляться сотнями километров. Ранее таможенники во всех случаях обходились изучением его копий.

Функционирующая неработающая система

Международные торговые фирмы, действующие в странах бывшего СССР, утверждают, что в действительности единая система техрегулирования ЕАЭС не функционирует.

Решения ФТС делают невозможной деятельность торговых фирм, которые получали сертификаты на продукцию в «младших» государствах ЕАЭС. С другой стороны, проверка сертификатов на границе осуществляется сотрудниками ФТС РФ выборочно, с организацией своеобразной лотереи, так как предоставление оригинала сертификата при всех пересечениях границы нереально. Тем более нереально отдавать оригинал на неопределенный срок для осуществления экспертизы достоверности.

В ФТС констатируют отсутствие на площадке ЕЭК общего информационного ресурса, который обеспечивал бы таможенникам возможность выполнять в режиме онлайн проверку достоверности информации, заявленной в декларации на продукцию в части документации.

Это является недоработкой Высшего евразийского экономического совета, не уделившего внимания формированию единого реестра сертификатов, но выдвинувшего инициативу об их взаимном признании.

Сотрудники ФТС РФ объясняют свои действия необходимостью защиты российского рынка от низкокачественной продукции. Но в остальных государствах ЕАЭС решения ФТС РФ рассматриваются как дискриминация.

По словам Виктора Назаренко, возглавляющего Госстандарт Белоруссии, выходит, что все предприятия, прежде всего импортеров, заставили работать с сертифицирующими органами одного государства, что не соответствует законодательству ЕАЭС.

Пресс-служба ФТС выразила надежду на то, что создание единой информационной базы произойдет до начала 2018 года, когда начнет действовать ТК ЕАЭС.


© Источник: Евразия-Тест