Официальные источники Федеральной службы по аккредитации сообщили о применении их ведомством новых способов борьбы с нечестными участниками рынка сертификации.
Комментируя динамику непрерывного роста числа приостановок работы аккредитованных лиц, начальник контрольного подразделения ФСА Иван Лебедев сообщил, что главной причиной сложившейся ситуации является изменение принципов работы ведомства.
Ранее контрольная функция Росаккредитации реализовывалась точечным методом. Ведомство было сориентировано на проверку тех субъектов акредитационных правоотношений, на которых поступали жалобы. Сегодня акценты сместились. Надзорная деятельность ориентирована на исследование рынка, комплексный анализ возможных рисков и их профилактику.
Аналитический отдел, функционирующий в рамках контрольного управления, проводит первичный сбор сведений из доступных ФСА источников, в то числе – реестра аккредитованных организаций, выданных сертификатов и деклараций о соответствии.
Полученная информация анализируется и систематизируется, обнаруживаются зоны риска, требующие проверки. На основе этих данных оперативно проводятся контрольные мероприятия. В случае выявления нарушений, деятельность сомнительных организаций приостанавливается. Отчет о правонарушениях направляется в контролирующие структуры для дальнейшего реагирования. Как показала практика, по этим фактам незамедлительно инициируются расследования.
Суть новой практики ФСА может быть разъяснена на примере аналитической деятельности по выявлению неблагонадежных сертификаторов. Обобщение результатов контрольных мероприятий позволило выделить и сформулировать признаки потенциальных нарушителей. Их наличие с большой степенью вероятности дает основания заподозрить субъекта хозяйствования в непорядочности.
Приметы вероятных нарушителей были разделены на несколько групп. В качестве критерия классификации был выбран этап, на котором они могут быть выявлены.
Признаки первого вида подлежат обнаружению на стадии подготовки к аккредитации либо непосредственно во время процедуры. ФСА отслеживает массовых учредителей органов по сертификации. Такого рода деятельность может сигнализировать о начале противоправной деятельности. Отслеживаются эксперты, ранее уже привлекавшиеся Росаккредитацией к административной ответственности, а также лица, замеченные в участии в какой-либо нечестной деятельности других сертификаторов. Подобные меры позволяют избегать выхода на рынок потенциально опасных участников, изначально нацеленных на получение прибыли противоправными способами.
Признаки второго вида могут быть выявлены исключительно посредством проверок. Среди прочего к ним относятся: отсутствие учреждения по юридическому адресу; ненадлежащее материально-техническое оснащение; уклонение от сотрудничества с проверяющими.
Признаки третьего вида выявляются в рамках работы аналитического отдела на основании общедоступных данных о деятельности сертфикатора. Тревожным сигналом может послужить несоответствие каких-либо данных, например: количества выданных сертификатов и реальных возможностей выдавшей их компании.
С мая 2014 года ФАС уполномочена проводить административные расследования. Эта процедура в корне отличается от других контрольно-надзорных мероприятий. Она позволяет оперативно реагировать на выявленные аналитическим отделом правонарушения.
Руководство ФСА выразило уверенность в том, что новые возможности ведомства позитивно отразятся на борьбе с нарушителями правил работы рынка сертификации.