После реализации сертифицированного товара при проверке может выясниться, что сертификат больше не действителен из-за окончания срока, до которого он выдавался. Теряет ли такая продукция свои свойства и должны ли на владельца быть наложены какие-то санкции?
Ответ на этот вопрос можно на конкретном примере. Нередко описанные ситуации возникают, когда происходит установка сертифицированного оборудования.
Спустя время срок действия сертификата, полученного производителем на данное оборудование, заканчивается.
Если после этого на фирму, где установлено оборудование, приходит проверка, могут возникнуть разногласия относительно актуальности сертификатов на него.
Правомочность надзорных органов.
В законе прописаны положения, согласно которым надзорным органам по их требованию должны быть предоставлены документы соответствия, подтверждающие безопасность продукции. Также этим законом регулируется срок, в течение которого заявитель должен сохранять разрешительные документы, доказывающие безопасность продукции. Длительность обязательного хранения документов после того, как закончилось их действие, составляет десять лет.
Помимо этого, есть перечень документов, для которых предусмотрен индивидуальный срок хранения. Устанавливается он профильными техническими регламентами.
Решение проблемы.
Разумеется, проверяющим потребуется предоставить все необходимые разрешительные документы на оборудование. При условии, что сертификат/декларация действовали на момент приобретения товара, закон позволяет не принимать во внимание действующий статус документа. Благодаря этому, даже сертификаты с истекшим сроком действия будут иметь силу.
Принципы технического регулирования гласят, что перед тем, как товары будут выпущены в обращение, они должны проходить оценку соответствия. Однако при последующей эксплуатации в повторном оформлении разрешительных документов продукция не нуждается, даже когда срок выданных документов подходит к концу. Исходя из этого, требования надзорных органов об обязательном предъявлении действующих сертификатов не законны.
Возвращаясь к десятилетнему сроку хранения разрешительных документов, важно понять, с чем связана именно такая цифра. Установлена она исходя из средней продолжительности эксплуатации оборудования. Как правило, после 10 лет использования возникает необходимость в дополнительной проверке устройства на дальнейшую пригодность. Если проверка покажет утрату им необходимых свойств, оборудование утилизируют.