Нормативы качества ISO 9001: от эффективности менеджмента к качеству товаров и работ
Нормативы ИСО серии 9 000 предъявляют общие требования к руководству предприятием с позиций формирования качества ее работы. 1-ым правилом управления тут называется нацеленность на покупателя/клиента. Фирмы должны четко осознавать нынешние и последующие запросы потенциальных потребителей, соответствовать им и стараться приятно поразить. Стандарт ИСО 9001, 1-ая редакция которого появилась 31 год назад, посвящен трудностям образования структуры управления качеством (СМК) на данном основополагающем правиле. Стандарт затем редактировался и обновлялся 4 раза (последний был 3 года назад), но основные нормы сохранились.
Цель, стоящая перед системой менеджмента качества – не надзирать за любой единицей товара или действием, а создать такую обстановку, при которой риск возникновения недочетов в работе будет крайне низким. Данный т.н. процессорный метод появился в редакции 2008 г. и был проработан в последней редакции. В последней версии стандарта значение основного фактора работы предприятия – эффективности – значительно возросло.
Применение документа ИСО 9001 не относится к обязательным, но для некоторых отраслей (военно-промышленный комплекс, самолетостроение, пищевая промышленность) некоторые его положения, указанные в нормативах отраслей, должны быть выполнены в обязательном порядке.
В РФ документ переведен в статус российского и благополучно используется в деятельности российских организаций уже свыше 20 лет.
Достоинства соответствия продукции стандарту ИСО 9001
Осуществляя деятельность по документу ИСО 9001, фирма становится более авторитетной на фоне конкурентов, т.к. результативный менеджмент качества дает возможность: предельно результативно выполнить запросы потребителей; результативнее применять временные и финансовые возможности; быстро исправлять появившиеся недостатки; повысить стимулирование и участие сотрудников в рабочем процессе, что помогает оптимизировать его; приобрести преференциальные условия получения займа; увеличить степень доверия к организации со стороны государственных учреждений, контрагентов и потребителей; предоставлять продукцию и работы наивысшего качества.
В итоге, организация увеличивает количество потребителей и повышает возможности своей коммерческой деятельности, вплоть до приобретения государственных заказов и взаимодействия с зарубежными контрагентами.
Процедура получения документа на соответствие интернациональному стандарту
Предоставление документа соответствия ИСО 9001 считается последней стадией процесса применения СМК. Для проведения процедуры исследования продукции или услуг на соответствие рассматриваемому стандарту обращаются в учреждения, прошедшие аккредитацию или по общей российской системе, или по добровольной системе, или по интернациональной системе. Перечень первых есть на веб-портале государственного органа, проводящего аккредитацию организаций. Здесь же в специальном списке имеются сведения о каждом предоставленном документе соответствия. В отношении добровольных систем оформления документов соответствия системе управления качеством можно сказать, что их список находится на веб-странице Росстандарта в общем списке прошедших регистрацию систем добровольного получения документа соответствия. При получении документа в любой из них ведущее учреждение добровольной системы само устанавливает для обратившегося получивший аккредитацию орган, выдающий документы соответствия.
Следует отметить, что в соответствии с правовыми нормами к процессу разрешается привлекать консалтинговые организации. Они будут способствовать внедрению системы менеджмента качества, сбору бумаг и получению документа соответствия ИСО 9001. Благодаря отработанным алгоритмам действий подобные компании способны серьезно ускорить данную процедуру.
Таким образом, процесс получения документа соответствия – это фактически внешняя проверка – оценивание сторонней организацией результативности применения системы менеджмента качества. Контроль осуществляется в 2 стадии: юридический и выездной контроль соответствия сторонним специалистом учреждения, выдающего документы соответствия и экспертом Росаккредитации или добровольной или интернациональной системы выдачи документов соответствия.
При условии соответствия каждой направленной юридической бумаги и работы обратившейся фирмы всем имеющимся нормативам, выправляется документ соответствия, доказывающий наличие разработанной и примененной в организации системы менеджмента качества.
Получение документа соответствия стандарту ISO 9001 – это вопрос исключительно добровольный. Львиная доля организаций затевают сертификацию для достижения определенных коммерческих целей. Так, обладание подобным документом дает возможность компании размещать на собственной продукции соответствующие обозначения (например, логотипы), что увеличивает лояльность покупателя к продукции либо является серьезным фактором выигрыша в тендере или оформления соглашения с зарубежным контрагентом.
Периоды процесса приобретения документа соответствия на системе менеджмента качества
В каждом случае срок вычисляется отдельно, но, как правило, на надлежащее применение системы управления качества тратится от нескольких месяцев до нескольких лет. Процесс сертификации обычно длится до 14 дней.
Цена приобретения документа соответствия ИСО 9001
Документ ИСО 9001 в РФ можно выправить как по интернациональным правилам, так и по российским. В первом случае цена будет больше, но если обратившаяся фирма хочет вступать в деловые отношения с зарубежными контрагентами либо привлекать вкладчиков из-за границы, то лучше получить документ соответствия по международным правилам ИСО 9001. Подобный документ оценивается приблизительно в 0,15 млн. рублей. Получение сертификата на соответствие российскому стандарту оценивается в диапазоне 15 тыс. – 200 тыс. руб. (для организаций с количеством сотрудников больше пятисот человек).