Выбирая развивающую игрушку для своего малыша, нужно учитывать несколько факторов. Красивая коробка с надписью "развивающая игрушка" еще ничего не гарантирует.
В первую очередь следует внимательно отнестись к тому, насколько гладкая у предмета поверхность, особое внимание уделяя деревянным вариантам. Также имеет значение цвет: зачастую недорогие игрушки красят в очень яркие тона не очень качественным красителем. Такой может привести к отравлению ребенка, особенно если тот еще мал и тянет в рот все, что попадает в руки. Также важно отсутствие острых элементов и надежность крепления деталей.
По-настоящему развивающая игрушка должна иметь в инструкции четкое объяснение, какие качества и способности она развивает в ребенке и каким образом это происходит. Каждая из них направлена на развитие определенных навыков. К примеру, пирамидки учат малышей мыслить логически, пазлы для деток постарше развивают зрительную память, логику, наблюдательность. Конструкторы — логическое мышление, фантазию, координацию. Матрешки, складывающиеся одна в одну, знакомят малыша с понятием "больше" и "меньше", наборы для творчества (бисер, цветная бумага, глина) развивают творческое мышление и мелкую моторику деток старшего возраста и т. д. Однако, если даже взрослому непонятно, для чего конкретная игрушка, точно не стоит ее покупать.
Необходимо, чтобы игрушка обладала механизмом проверки ошибок. Например, если это игрушка для малышей, в которой нужно вставлять различные фигурки в отверстия, то каждая фигурка должна проходить только в своё отверстие. Рынок заполонили логические кубы из дерева и пластика, и половина их фигурок проходит в 3-4 отверстия, кроме своего. Это абсолютно недопустимо. Малыш только осваивает азы логического мышления, а такая игрушка, кроме вреда, ничего ему не даст.
Если это электронный вариант, то он должен подавать сигналы верного и неверного выполнения задания. Не нужно слепо доверять производителю, лучше потребовать у продавца возможность распаковать и самому проверить игрушку "на адекватность".
Еще один важный аспект при выборе — это уровень сложности. Обычно на упаковках производитель ориентировочно указывает, для какой возрастной аудитории предназначен этот товар. Есть отличные развивающие игрушки с однотипными заданиями, но разными уровнями сложности. Например, кубики с различными картинками разных цветов (1 уровень). Малыш должен собрать кубики, повернув их стороной, где все предметы определенного цвета. Следующий уровень уже дает задание собрать картинки, где только цветы или только животные и т. д.
Если купленная игрушка по сложности соответствует возрастной категории ребенка, но родители видят, что малыш пока не справляется с ней и не понимает сути игры, лучше отложить задание на 1-2 недели или месяц. А потом попробовать снова. Так игрушка дождется своего часа в целости и сохранности, а чуть подросший малыш продолжит с интересом развиваться и учиться.